Руководство по внедрению геймификации для привлечения клиентов 05.05.2017 – Полезные статьи

Как обратить на себя внимание, даже если вы компания по производству заборов? Предложите своим клиентам сыграть в игру. Многие сферы нашей повседневной жизни находятся под влиянием различных механизмов. И маркетологи не отстают и уже во всю используют геймификацию для привлечения клиентов или создания лояльных сотрудников.

Эмоции вместо логики

Для тех, кто ещё не знает: геймификация — это бизнес-модель, основанная на применении игровых механик, то есть способность сделать из стандартных ситуаций игру. Они, как правило, включают в себя точки, достижения, таблицу рекордов и другие атрибуты современной игры. При правильном применении геймификации, компания может получить огромную выгоду. Представив покупку как забаву, компании могут привлекать к себе внимание новых клиентов на улице, в магазине, или даже тех, кто дома лежит сейчас на диване.

В силу своей природы, люди жаждут различных статусов, наград, соперничества и самовыражения. И ваши клиенты — не исключение. Они выбирают те компании, которые дают им эти эмоции. Входит ли ваша компания в это число? В любом случае, сейчас вы узнаете, как это сделать лучшим образом.

Что может геймификация сделать для вас?

Геймификацию обычно используют в трех случаях:

  • Для создания выигрышного продукта.

В пример можно привести LingvaLEo — платформу для изучения английского языка. В ней всё продумано до мелочей. Проводник в виде виртуального персонажа, различные квесты, джунгли в интерфейсе, награды в виде «фрикаделек» и одно из самых важных при изучении чего-либо это прогресс пользователя. Через год после запуска бета-версии на платформе уже насчитывалось 500 тыс. пользователей, а ещё через 2 года — 6 млн. Эти цифры говорят больше слов.

  • Для привлечения новых клиентов.

Макдональс, который использовал в качестве геймификацию всем известную игру «Монополия» за 2 месяца увеличил свою прибыль на 350 миллионов долларов.

  • Для мотивирования сотрудников.

В компании Obi реализована довольно необычная система карьерного роста. Как вы уже наверняка догадались, в её основе лежит внутрикорпоративная игра. Суть в том, что игрок примеряет на себя роль руководителя и решает весь список его задач: от управления логистикой до устранения конфликта  с недовольными клиентами. Только пройдя все уровни в игре и выведя за два года свою компанию на максимальную прибыль, сотрудник в реальности может получить  повышение в должности.

6 шагов для внедрения геймификации

Теперь, когда мы разобрались зачем компаниям нужна геймификация, рассмотрим, что нужно для её внедрения. Хотя каждая геймификация уникальна, есть несколько общих шагов:

Шаг 1. Определите, какую задачу нужно решить

Это может быть повышение вовлеченности на сайте или в соцсетях, увеличение лояльности к бренду, повышение мотивации сотрудников и т.п. Компания DevHub поняла важность этого пункта на собственном провале.  Да, с помощью геймификации количество пользователей увеличилось в 8 раз и даже сама покупка виртуальных товаров составила 30% общей прибыли компании. Но по факту, каждый пользователь приносил компании не больше 50 центов. А хотелось им именно зарабатывать на всех действиях своего клиента. Погрузившись в процесс геймификации, они забыли о том, что им действительно нужно. Не допускайте таких ошибок. Определите сразу, что будет считаться успехом. Насколько бы грамотно не была реализована сама геймификация, если задача поставлена неверно или неполно, реальной проблемы она не решит.

Шаг 2. Опишите игроков

Не зная особенности участников своей геймификации, вы не сможете их мотивировать. Например, по классической классификации Барта различают 4 типа игроков:

  • исследователи ( любят открывать новое)
  • тусовщики  (стремятся к общению)
  • карьеристы  (гоняются за новыми наградами)
  • киллеры (жаждут превосходства)

Соответственно, исследователи придут в восторг от загадок и скрытых сюрпризов, тусовщикам важно общение с другими пользователями, карьеристов будет завлекать накопление виртуальных или реальных наград, а без рейтингов пользователей у киллеров быстро пропадает интерес. Изучите психологический портрет своей аудитории. Каких действий вы ждете игроков? Продумайте, как мотивировать каждого из них и используйте это в игре.

Шаг 3. Проанализируйте похожие решения

Геймификация внедряется повсюду.  Не ограничивайтесь решениями только в своей сфере. Изучите, как другие компании решили вашу задачу с помощью игровых элементов.  Выделите преимущества, найдите слабости. И создайте лучше.

Шаг 4. Проработайте структуру

Здесь мы продумываем сам процесс взаимодействия с пользователем. Будет ли это цепочка: мотивация — действие — достижение с последующей мотивацией на другое действие или целый разработанный сценарий? Также придумываем названия уровней, какие преграды могут возникать для перехода на следующий.  Плюс, не забываем о призах. Имейте ввиду, не все стремятся получить от вас что-то бесплатно. Например, в Старбакс лучшей наградой среди клиентов является вовсе не бесплатный напиток, а возможность минуя очередь подойти к кассе и сделать заказ.

Шаг 5. Выберите подходящие инструменты

Инструменты геймификации призваны максимально стимулировать совершить нужное действие. Что это может быть?

— достижения
— бейджи
— рекорды
— квесты
— рейтинг прогресса
— исследования
— соревнования
— вызов
— коллекционирование
— сражения
— уровни
— баллы
— команды
— виртуальные ресурсы
— магазин призов

 

P.S.

Что может быть проще, чем заинтересовать человека с помощью игры? Так появляется мотивация и желание больше взаимодействовать с компанией, получая за это бонусы.  Геймификация не призвана решить всех ваших проблем с клиентами. Даже программу лояльности есть несколько способов сделать правильно, и тысячи способов сделать её плохо. Но с другой стороны, при грамотном использовании геймификации в компании — это мощная стратегия для привлечения клиентов и увеличению продаж своих продуктов.